Семинара «Инновационные стратегии сопровождения одаренных детей»

Одаренные дети – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Одаренный ребенок имеет высокие способности в какой-либо сфере. Значит ли это, что одаренные дети – это дети, которые более успешны, чем их одноклассники? Всегда ли они достигают более высоких результатов? Ответ – нет, не всегда.

Об этом 17 февраля 2017 года учителям и педагогам-психологам образовательных учреждений Липецкой области в рамках семинара «Инновационные стратегии сопровождения одаренных детей» рассказывала Виктория Соломоновна Юркевич, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель и ведущий научный сотрудник сектора психологических исследований одаренности центра прикладных психолого-педагогических исследований.

 Семинар был посвящен вопросам выявления и поддержки одаренных детей. Виктория Соломоновна не раз подчеркивала, что большинству людей дан шанс развить одаренность. Ребенок может уже от рождения быть наделен предпосылками одаренности, но они могут так и остаться не реализованными.

Профессор обозначила, что по статистике, часть одаренных детей никак не проявляет себя в учебе. Часто выявить одаренность у ребенка можно только с помощью психологических тестов или при помощи грамотного наблюдения учителя. Одаренный ребенок идет против общепринятых школьных норм, не хочет подстраиваться под социум и принимать его условия. Эти причины не дают ему проявить свои способности в полной мере во время обучения в школе.

В рамках семинара лектор  делилась со слушателями своим практическим опытом, рассказывала о ситуациях, возникающих в работе с одаренными детьми. Так многим педагогам сначала показалось противоречивым заявление профессора о том, что ребенку должно быть дозволено ломать игрушки. Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребенок не может и ни в коем случае не должен — он должен играть с ней как можно более активно. Как оказалось не многие родители понимают, что эта возможность найти игрушке другое применение,  изучить её свойства — есть один из путей развития креативности у малыша.

Если одаренность от природы никому не дается, способности, к сожалению, надо развивать, то познавательная потребность — это действительно дар, которым награжден каждый.  По мнению Виктории Соломоновны большая роль родителей состоит в том, чтобы поддержать её и развить.  Необходимо, чтобы ребенок получал радость, удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности. Если он выполняет умственную деятельность по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха наказания, то знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил умственный труд от этой неумолимой зависимости никуда не деться.

После семинара слушатели еще долго не хотели отпускать лектора, много вопросов связанных с поддержкой одаренных детей накопилось у каждого. Надеемся, что в будущем нам еще представится возможность посетить прекрасные лекции и перенять опыт работы Виктории Соломоновны Юркевич, чтобы применить его на практике в работе с одаренными детьми в Липецкой области.